23/03/2012
составила: Олеся Сергеевна Медведева
старший воспитатель
МБДОУ ДС КВ №39
«Формы и методы педагогического мастерства в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»
Актуальность темы
Высокие темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью, но в последние годы наблюдается заметное ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно – лучевое, «металло–звуковое» облучение (компьютерные игры, длительный просмотр телевизора и т. д.), неправильный образ жизни семьи. На состояние здоровья ребёнка оказывают влияние различные факторы: состояние здравоохранения , наследственность, состояние окружающей среды , социальные условия, образ жизни.
К актуальным проблемам детского здоровья относится:
ü - гиподинамия – нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения;
ü - детские стрессы – нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе;
ü - тревожность
ü – недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье;
В настоящее время имеются данные, согласно которым только 14% из каждой тысячи детей в возрасте до 15 лет могут считаться практически здоровыми. Остальные либо имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья либо страдают хроническими заболеваниями.
Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия.
Вот почему укрепление здоровья детей – актуальнейшая проблема современного образования.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ответственность за жизнь и здоровье детей несет образовательное учреждение. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье ребенка- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы».
Дошкольное образовательное учреждение-первая ступень, обеспечивающая развитие дошкольника в полноценную и гармоническую личность.
Это возможно лишь пи условии обеспечения физического здоровья, психоэмоционального благополучия ребенка, формирования потребности детей в здоровом образе жизни.
Организация физкультурно-оздоровительной
работы в ДОУ
Одной из основных задач на протяжении последних лет, является воспитание здорового ребенка с учетом психофизиологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Поэтому приоритетным направлением в деятельности ДОУ становится физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
ü Охрана и укрепление здоровья детей.
ü Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
ü Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
ü Воспитание потребности в здоровом образе жизни
ü Обеспечение физического и психического благополучия
ü
Воспитание здорового ребёнка строится по нескольким направлениям:
ü Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей.
ü Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада.
ü Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками.
Основные компоненты, влияющие на качество образовательного процесса в ДОУ
ü создание системы лечебно-профилактической и педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям;
ü
Организация психо- профилактической работы, отработка системы коррекционных
мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье;
ü создание условий для эмоционального благополучия детей во взаимодействиях всех субъектов воспитания: ребенок-педагог, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, педагог-родитель;
ü Создание здовьезберегающего пространства, способствующего психическому и физическому здоровью детей.
Проблема оздоровления детей требует комплексного подхода к введению новых методов, технологий физкультурно- оздоровительной работы и оценки их эффективности. Начинается работа с формирования у коллектива определенного отношения к поставленной проблеме и нацеливания педагогов на поиск путей ее решения.
разнообразные варианты проведения физкультурных занятий
ü Занятия по традиционной схеме
ü Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
ü Занятия-тренировки в основных видах движений
ü Ритмическая гимнастика
ü Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
ü Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей.
Дети с удовольствием посещают физкультурные занятия, которые проходят в нетрадиционных формах:
ü игропластика;
ü танцевально-ритмическая гимнастика;
ü - игровой самомассаж;
ü - музыкально-подражательные игры;
ü -игры-путешествия.
Важное место в системе физкультурно-оздоровительной работы занимают праздники и развлечения, как наиболее приемлемая и эффективная форма отдыха детей.
ü Дни здоровья
ü Недели здоровья
ü Конкурсы
ü Эстафеты
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
ü Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.).
ü Подвижные и спортивные игры.
ü Контрастная дорожка, тренажеры.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
ü Утренняя гимнастика.
ü Физкультурные занятия.
ü Точечный массаж.
ü Спортивные развлечения, праздники.
ü День здоровья.
ü СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражатель-ная имитационная
Технологии музыкального воздействия.
ü Музыкотерапия.
ü Сказкотерапия.
ü Библиотерапия
методы здоровьесберегающих технологий:
ü фронтальный,
ü групповой,
ü практический метод,
ü познавательная игра,
ü игровой метод,
ü соревновательный метод,
ü индивидуальные занятия.
Работа с родителями по физкультурно-оздоровительному направлению
ü групповые родительские собрания «Чтобы ребенок рос здоровым»
ü анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье»
ü совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья
ü консультации, рекомендации («Здоровье в порядке – спасибо зарядке»)
ü памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»,
ü дни открытых дверей в обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы)
Выводы
Учитывая приоритетное направление «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ » и применение в работе здоровьесберегающих технологий, можно достигнуть следующих результатов:
ü положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости.
ü повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости.
ü развитие основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия).