Актуальность
С каждым
годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Это связано с
массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями,
экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи;
массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой
здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе
жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и
развитии дошкольников.
Большое
значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников
представлений о здоровом образе жизни играет семья ребёнка и система
дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, –
проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно
организованная воспитательно-образовательная работа с детьми и семьёй, нередко
в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает
формирование здоровья и здорового образа жизни.
Старший
дошкольный возраст – это период интенсивного усвоения самых разных правил, не
только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого
возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме
того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят
взрослые. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс
будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение
должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым
источником – примером.
Поэтому
дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы
здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в
детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны
помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни,
побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать
свое здоровье.
Здоровый
образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное
поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях
на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них
самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны
применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим
компонентам здорового образа жизни:
·
совместные занятия
физкультурой, прогулки;
·
отсутствие
вредных привычек у родителей и наглядный пример;
·
рациональное
питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для
полноценного сна;
·
дружелюбное
отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать
ложь от правды;
·
бережное
отношение к окружающей среде, к природе;
·
медицинское
воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;
·
формирование
понятия «не вреди себе сам».
Следует
особенно выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно
без тесного сотрудничества ДОУ с семьей. Поэтому ознакомление родителей по
данному направлению работы с дошкольниками позволяет не только снять
конфликтную ситуацию, но и заинтересовать взрослых возможностями их детей,
показать достижения и результаты, знания о здоровом образе жизни, организовать
совместные физкультурные занятия, спортивные праздники, досуговые мероприятия,
игровые программы.
Одним из
главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная
организация здоровьесберегающего процесса в детском саду и в семье, обеспечение
его управляемости. Управление целесообразно строить на основе выстраивания
алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и образовательного
социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных
влиять на состояние здоровья ребенка в условиях «ДОУ – семья, семья – ДОУ».
Таким
образом, формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни
эффективно при использовании такого средства, как физическая культура, в
которой изначально заложены основы и ценности здорового образа жизни. Осуществить
преемственность можно путем специальной организации процесса формирования
здорового образа жизни. В этом случае целью является обеспечение
преемственности формирования здорового образа жизни в системе «ДОУ – семья,
семья – ДОУ».
Для достижения этой цели
Педагоги
используют:
·
Повышение
качества работы по физкультурно-оздоровительному направлению;
·
Обеспечение
взаимодействия всех сотрудников ДОУ по данной проблеме;
·
Повышение
уровня профессиональной и правовой компетентности по формированию здорового
образа жизни;
·
Использование
новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников.
Родители:
·
Проявление
интереса к вопросу своего физического развития и оздоровления детей;
·
Активное
участие в реализации программы по физическому развитию и оздоровлению детей;
·
Повышение
уровня правовой и педагогической культуры здорового уровня жизни (освоение
положительного опыта семейного воспитания);
·
Проявление
активной воспитательной позиции по вопросам оздоровления детей (принятие помощи
педагогов и специалистов ДОУ).
Совместная
работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих
ее содержание, организацию и методику.
·
Единство,
которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового
ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья
знакома с основным содержанием, методами и приемами
физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют
лучший опыт семейного воспитания.
·
Систематичность
и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в
детском саду.
·
Индивидуальный
подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и
способностей.
·
Взаимное
доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной
критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в
детском саду.
Уровни
представления детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни:
высокий
уровень: ребенок
имеет четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно
относится к вредным привычкам, настроен на здоровый образ жизни:
·
начинает
сознательно заботиться о своем здоровье;
·
знает
название некоторых распространенных заболеваний и понимает причины их
возникновения, имеет представление о некоторых травмах: ушибах, ранах;
·
имеет
представления о полноценном питании и о том, что человеку нужны разные виды
пищи;
·
спокойно
ведет себя на физкультурных занятиях, понимает их пользу;
·
с
удовольствием осуществляет закаливающие процедуры;
·
знает
назначение всех органов чувств человека;
·
понимает и
осознаёт вред микробов, и необходимость соблюдения правил личной гигиены.
·
понимает
значение сна.
средний
уровень: ребенок
имеет смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеет небольшое
представление о вредных привычках (психоактивные вещества, алкоголь, никотин),
не всегда стремится «настроить себя» на здоровый образ жизни;
низкий
уровень: ребенок не
имеет представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицает вредных
привычек; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни.
При выборе
форм работы с родителями педагоги учитывают:
·
тип
темперамента ребенка (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).
·
тип семьи
(полная, неполная, малообеспеченная, многодетная, семьи социального риска);
·
образ жизни
семей (открытый, закрытый, мобильный, активный, учитывать, кому принадлежит
доминирующая роль в семье, характер и стиль семейных отношений).