Суббота, 18.05.2024, 21:47 |
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39 пгт Ильского МО Северский район |
Приветствую Вас Гость | RSS | Регистрация | Вход |
Методическая копилка |
|
23/03/2012 составила: Олеся Сергеевна Медведева старший воспитатель МБДОУ ДС КВ №39 «Формы и методы педагогического мастерства в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ» Актуальность темы Высокие темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью, но в последние годы наблюдается заметное ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно – лучевое, «металло–звуковое» облучение (компьютерные игры, длительный просмотр телевизора и т. д.), неправильный образ жизни семьи. На состояние здоровья ребёнка оказывают влияние различные факторы: состояние здравоохранения , наследственность, состояние окружающей среды , социальные условия, образ жизни. К актуальным проблемам детского здоровья относится: ü - гиподинамия – нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения; ü - детские стрессы – нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе; ü - тревожность ü – недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье; В настоящее время имеются данные, согласно которым только 14% из каждой тысячи детей в возрасте до 15 лет могут считаться практически здоровыми. Остальные либо имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья либо страдают хроническими заболеваниями. Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия. Вот почему укрепление здоровья детей – актуальнейшая проблема современного образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ответственность за жизнь и здоровье детей несет образовательное учреждение. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье ребенка- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы». Дошкольное образовательное учреждение-первая ступень, обеспечивающая развитие дошкольника в полноценную и гармоническую личность. Это возможно лишь пи условии обеспечения физического здоровья, психоэмоционального благополучия ребенка, формирования потребности детей в здоровом образе жизни.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Одной из основных задач на протяжении последних лет, является воспитание здорового ребенка с учетом психофизиологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Поэтому приоритетным направлением в деятельности ДОУ становится физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются: ü Охрана и укрепление здоровья детей. ü Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств. ü Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности ü Воспитание потребности в здоровом образе жизни ü Обеспечение физического и психического благополучия ü Воспитание здорового ребёнка строится по нескольким направлениям: ü Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей. ü Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада. ü Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками. Основные компоненты, влияющие на качество образовательного процесса в ДОУ ü создание системы лечебно-профилактической и педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям; ü ü создание условий для эмоционального благополучия детей во взаимодействиях всех субъектов воспитания: ребенок-педагог, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, педагог-родитель; ü Создание здовьезберегающего пространства, способствующего психическому и физическому здоровью детей. Проблема оздоровления детей требует комплексного подхода к введению новых методов, технологий физкультурно- оздоровительной работы и оценки их эффективности. Начинается работа с формирования у коллектива определенного отношения к поставленной проблеме и нацеливания педагогов на поиск путей ее решения. разнообразные варианты проведения физкультурных занятий ü Занятия по традиционной схеме ü Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности ü Занятия-тренировки в основных видах движений ü Ритмическая гимнастика ü Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы ü Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей. Дети с удовольствием посещают физкультурные занятия, которые проходят в нетрадиционных формах: ü игропластика; ü танцевально-ритмическая гимнастика; ü - игровой самомассаж; ü - музыкально-подражательные игры; ü -игры-путешествия. Важное место в системе физкультурно-оздоровительной работы занимают праздники и развлечения, как наиболее приемлемая и эффективная форма отдыха детей. ü Дни здоровья ü Недели здоровья ü Конкурсы ü Эстафеты Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми Технологии сохранения и стимулирования здоровья. ü Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.). ü Подвижные и спортивные игры. ü Контрастная дорожка, тренажеры. Технологии обучения здоровому образу жизни. ü Утренняя гимнастика. ü Физкультурные занятия. ü Точечный массаж. ü Спортивные развлечения, праздники. ü День здоровья. ü СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражатель-ная имитационная Технологии музыкального воздействия. ü Музыкотерапия. ü Сказкотерапия. ü Библиотерапия методы здоровьесберегающих технологий: ü фронтальный, ü групповой, ü практический метод, ü познавательная игра, ü игровой метод, ü соревновательный метод, ü индивидуальные занятия. Работа с родителями по физкультурно-оздоровительному направлению ü групповые родительские собрания «Чтобы ребенок рос здоровым» ü анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье» ü совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья ü консультации, рекомендации («Здоровье в порядке – спасибо зарядке») ü памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», ü дни открытых дверей в обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы) Выводы Учитывая приоритетное направление «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ » и применение в работе здоровьесберегающих технологий, можно достигнуть следующих результатов: ü положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости. ü повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости. ü развитие основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия).
| |||||||||||||||||||||||||
Copyright MyCorp © 2024 |