Воскресенье, 19.05.2024, 00:21 |
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39 пгт Ильского МО Северский район |
Приветствую Вас Гость | RSS | Регистрация | Вход |
Здоровые дети в здоровой семье |
|
«Если хочешь
воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда
будет вести!». В.А. Сухомлинский Актуальность С каждым
годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Это связано с
массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями,
экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи;
массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой
здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе
жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и
развитии дошкольников. Большое
значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников
представлений о здоровом образе жизни играет семья ребёнка и система
дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, –
проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно
организованная воспитательно-образовательная работа с детьми и семьёй, нередко
в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает
формирование здоровья и здорового образа жизни. Старший
дошкольный возраст – это период интенсивного усвоения самых разных правил, не
только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого
возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме
того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят
взрослые. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс
будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение
должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым
источником – примером. Поэтому
дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы
здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в
детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны
помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни,
побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать
свое здоровье. Здоровый
образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное
поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях
на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них
самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны
применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим
компонентам здорового образа жизни: ·
совместные занятия
физкультурой, прогулки; ·
отсутствие
вредных привычек у родителей и наглядный пример; ·
рациональное
питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для
полноценного сна; ·
дружелюбное
отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать
ложь от правды; ·
бережное
отношение к окружающей среде, к природе; ·
медицинское
воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций; ·
формирование
понятия «не вреди себе сам». Следует
особенно выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно
без тесного сотрудничества ДОУ с семьей. Поэтому ознакомление родителей по
данному направлению работы с дошкольниками позволяет не только снять
конфликтную ситуацию, но и заинтересовать взрослых возможностями их детей,
показать достижения и результаты, знания о здоровом образе жизни, организовать
совместные физкультурные занятия, спортивные праздники, досуговые мероприятия,
игровые программы. Одним из
главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная
организация здоровьесберегающего процесса в детском саду и в семье, обеспечение
его управляемости. Управление целесообразно строить на основе выстраивания
алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и образовательного
социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных
влиять на состояние здоровья ребенка в условиях «ДОУ – семья, семья – ДОУ». Таким
образом, формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни
эффективно при использовании такого средства, как физическая культура, в
которой изначально заложены основы и ценности здорового образа жизни. Осуществить
преемственность можно путем специальной организации процесса формирования
здорового образа жизни. В этом случае целью является обеспечение
преемственности формирования здорового образа жизни в системе «ДОУ – семья,
семья – ДОУ». Для достижения этой цели Педагоги
используют: ·
Повышение
качества работы по физкультурно-оздоровительному направлению; ·
Обеспечение
взаимодействия всех сотрудников ДОУ по данной проблеме; ·
Повышение
уровня профессиональной и правовой компетентности по формированию здорового
образа жизни; ·
Использование
новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников. Родители: ·
Проявление
интереса к вопросу своего физического развития и оздоровления детей; ·
Активное
участие в реализации программы по физическому развитию и оздоровлению детей; ·
Повышение
уровня правовой и педагогической культуры здорового уровня жизни (освоение
положительного опыта семейного воспитания); ·
Проявление
активной воспитательной позиции по вопросам оздоровления детей (принятие помощи
педагогов и специалистов ДОУ). Совместная
работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих
ее содержание, организацию и методику. ·
Единство,
которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового
ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья
знакома с основным содержанием, методами и приемами
физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют
лучший опыт семейного воспитания. ·
Систематичность
и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в
детском саду. ·
Индивидуальный
подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и
способностей. ·
Взаимное
доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной
критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в
детском саду. Уровни
представления детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни: высокий
уровень: ребенок
имеет четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно
относится к вредным привычкам, настроен на здоровый образ жизни: ·
начинает
сознательно заботиться о своем здоровье; ·
знает
название некоторых распространенных заболеваний и понимает причины их
возникновения, имеет представление о некоторых травмах: ушибах, ранах; ·
имеет
представления о полноценном питании и о том, что человеку нужны разные виды
пищи; ·
спокойно
ведет себя на физкультурных занятиях, понимает их пользу; ·
с
удовольствием осуществляет закаливающие процедуры; ·
знает
назначение всех органов чувств человека; ·
понимает и
осознаёт вред микробов, и необходимость соблюдения правил личной гигиены. ·
понимает
значение сна. средний
уровень: ребенок
имеет смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеет небольшое
представление о вредных привычках (психоактивные вещества, алкоголь, никотин),
не всегда стремится «настроить себя» на здоровый образ жизни; низкий
уровень: ребенок не
имеет представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицает вредных
привычек; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни. При выборе
форм работы с родителями педагоги учитывают: ·
тип
темперамента ребенка (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик). ·
тип семьи
(полная, неполная, малообеспеченная, многодетная, семьи социального риска); ·
образ жизни
семей (открытый, закрытый, мобильный, активный, учитывать, кому принадлежит
доминирующая роль в семье, характер и стиль семейных отношений).
| |||||||||||||||||||||||||
Copyright MyCorp © 2024 |